Проект «Фото 60-70» из Антологии Русской Фотографии ХХ века, представленный Фотогалереей имени братьев Люмьер в апреле – мае 2008 года в ЦДХ и вызвавший большой резонанс среди профессионалов и любителей советской фотографии, показал насколько высок сегодня интерес к фотонаследию тех двух десятилетий – времени, когда репортажная и клубная фотография переживала небывалый расцвет. За четыре года мы проделали большую исследовательскую работу, результатом которой стала выставка «Советское фотоискусство 60-70-х» в Центре фотографии имени братьев Люмьер, собравшая работы лучших фотомастеров тех лет.
Готовя это проект, мы выбирали знаковые фотографии, определяющие авторский стиль, художественный почерк каждого фотографа, своеобразные эмблемы своего времени. Это позволяет нам с уверенностью сказать, что данное собрание будет диктовать стиль фотографических коллекций – музейных или частных, — ориентированных на этот период фотоискусства.
На выставке представлено более 350-ти фотографий 70 авторов – в основном московских фоторепортеров, работавших для ведущих информационных служб: Итар Тасс, АПН, РИА Новости. При выборе авторов мы руководствовались не географическим принципом, как могло бы показаться, а высокой степенью профессионализма, качеством работ. Высокая планка, заданная лидерами в сфере информации, большая практика, а также престижные выставки, в том числе и международные, в которых они принимали участие, стимулировали фотографировать не просто хорошо, а лучше всех.
Шестидесятые – время надежд и всеобщего ощущения свободы, когда удавка идеологии была слегка ослаблена, — создали новый формальный язык, новые жанры и тематику в фотографии. Это время экспериментов и новаторства. Впервые в советской фотографии появляется интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями. Фотографы стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма, свойственных фотографии прежних лет. В их работах появилось больше искренности, юмора, романтики.
Эти новые веяния особенно заметны в портретном жанре. На портрете закутанной от холода девушки Ивана Лунькова («Зима» (1965)) видны только глаза. Пронзительный взгляд и отсутствие отвлекающих деталей, сдержанность, лиричность и психологизм делают этот снимок идеальной шестидесятнической фотографией.
Вместо парадов репортеры все чаще снимают повседневный быт, а сцены героического труда становятся более будничными, хоть и овеянными романтикой. (Ю.Абрамочкин. Сибирь. Байкальские рыбаки. (1970-е)). Для фотографов ценен каждый, даже самый обыденный момент. Останавливая мгновенье нажатием кнопки, они превращают его в произведение фотоискусства. В представленных на выставке жанровых сценках В.Богданова «Не мое собачье дело»(1960-е), И. Гневашева «Воскресенье» (1965), Д. Воздвиженского «У автомата. Москва» (1969) гоголевская ирония и внимание к деталям.
Актуальным направлением того периода становиться фотографика. На выставке можно увидеть знаменитые работы Александра Абазы «Рельсы Азовстали» (1972) и «Бригада. На строительстве кислородно-конверторного цеха Новолипецкого металлургического завода» (1973) — эти оммажи конструктивизму, с их родченковскими диагоналями и ракурсами, в которых люди превращаются в контуры, части геометрических конструкций.
Особенно часто фоторепортеры 60-70-х обращаются к теме детства. Подкупающая непосредственность недорослей олицетворяет желанную свободу. В шестидесятые дети наконец-то становятся детьми: они смеются, совершенно бесцельно ковыряют снег лопатой (В.Лагранж «Бабуся»(1961)), пускают кораблики после школы (В. Опалин «Сельская школа» (1970)) или играют в хоккей (В.Лагранж «Вратарь» (1961)).
Новаторство затронуло и техническую сторону фотографии. Цветовые эксперименты Николая Драчинского с мультиконтуром 1976 года («Вечерний Арбат», «Мечта») вручную создающим эффект фотошопа, который, по мнению автора, должен был позволить каждому воплотить свою мечту, в эпоху всеобщей компьютеризации выглядят несколько наивными, но от это не менее, а возможно, и более ценными.
Кураторам выставки «Cоветское фотоискусство 60-70-х» удалось собрать лучшие образцы советской фотографии 60-70-х, эти документальные свидетельства времени, периода, который взрыв свободного творчества сделал таким непохожим на те, что были до него и будут после.