Московский Мультимедиа Арт Музей представляет две фотовыставки, которые будут проходить осенью: «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946» и «Поэтика ландшафтов» Марио Джакомелли.
При поддержке: Mastercard и Tele2
Выставка будет проходить с 20 сентября по 10 декабря в Мультимедиа Арт Музее: Москва, ул. Остоженка, 16
Анри Картье-Брессон. Брюссель, Бельгия, 1932 © Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos, Courtesy Foundation HCB
Мультимедиа Арт Музей продолжает знакомить с творчеством великого французского фотографа, одного из основоположников гуманистического направления в фотографии и сооснователя легендарного фотоагентства «Магнум» — Анри Картье-Брессона. В 2000 году в рамках Третьего московского международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2000» в музее «Московский Дом фотографии» с огромным успехом прошла выставка «Анри Картье-Брессон. СССР: 1950–1970», сегодня МАММ представляет выставку «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающую о раннем периоде творчества фотографа.
Анри Картье-Брессон родился в 1908 году в городке Шантлуп-ан-Бри недалеко от Парижа. С самого детства он был увлечён живописью и мечтал стать художником. В 1927 году Картье-Брессон поступил в известную частную школу скульптора и художника-кубиста Андре Лота. Отдавая должное своему учителю, Анри Картье-Брессон позже вспоминал, что Лот заразил его «вирусом геометрии» и научил «фотографировать без фотоаппарата». Обучение пришлось прервать из-за службы в армии, однако в студию Лота Картье-Брессон больше не вернулся, решив, что должен самостоятельно найти свой путь в живописи.
Анри Картье-Брессон. Аликанте, Испания,1933 © Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos, Courtesy Fondation HCB
В 1931 году Анри Картье-Брессон отправился в Африку. В творческом плане поездка складывалась не совсем удачно, к тому же он подхватил лихорадку, от которой чуть не погиб. Спешно возвращаясь во Францию для прохождения лечения, Картье-Брессон встретился на корабле со своими друзьями, художниками-сюрреалистами. В какой-то момент ему на глаза попался знаменитый снимок венгерского фотографа Мартина Мункачи, «Три мальчика на озере Танганьика», оказавший огромное влияние на всю его последующую жизнь. Позже он вспоминал: «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени». Приехав в Марсель, где ему предстояло пройти курс лечения, Анри Картье-Брессон сразу же купил профессиональную «Лейку» и начал фотографировать.
Целыми днями молодой фотограф бродил по городу, и снимал всё, что происходило вокруг. «Моим главным желанием было поймать в одном изображении основной смысл возникшей сцены. Мне тогда даже в голову не приходила мысль делать фоторепортажи, то есть рассказывать истории в нескольких фотографиях. Только позже, глядя на работы моих друзей по профессии, на иллюстрированные журналы, и работая для них, я понемногу научился их снимать» — писал он.
Анри Картье-Брессон. Визит короля Георга VI, Версаль, Франция, 1938 © Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos, Courtesy Fondation HCB
С марсельских снимков и начинается «Фотоальбом Анри Картье-Брессона», работу над которым фотограф закончил в 1946 году. Книга и выставка, подготовленная Фондом Анри Картье-Брессона — своего рода дневник в фотографиях. «Для меня фотокамера — это блокнот, где я делаю свои наброски, это инструмент моей интуиции, порыва, повелитель мгновения», — рассказывал Картье-Брессон. В этом фотодневнике нашли своё отражение самые разные, но одинаково важные с точки зрения художника события: путешествия с друзьями по Европе, прогулки по Парижу, гражданская война в Испании, коронация Георга VI, суды над военными преступниками, возвращение французских солдат и военнопленных и многое другое.
«Фотоальбом Анри Картье-Брессона» рассказывает о его становлении как фотографа, о периодах успеха и неудач, о поисках, сомнениях, увлечении кинематографом и годах пребывания в плену во время войны. Это взгляд в прошлое, подведение итогов, необходимая пауза, за которой последовал мощный рывок вперед — основание в 1947 году Magnum Photos — самого знаменитого в мире фотоагентства, принадлежность к которому стала синонимом творческого признания для многих поколений фотографов.
При поддержке: ЮниКредит Банк
Выставка будет проходить с 16 сентября по 22 октября в Мультимедиа Арт Музее: Москва, ул. Остоженка, 16
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет персональную выставку выдающегося итальянского фотографа Марио Джакомелли (1925–2000) «Поэтика ландшафтов». Впервые МАММ показал работы Джакомелли в рамках Седьмого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2008».
Cеминаристы, 1961. 30 x 40. Оригинальный серебряно-желатиновый отпечаток. © Предоставлено Симоне Джакомелли и Катюша Бионди Джакомелли (Архивы Марио Джакомелли в Сенигаллии и Сассоферрато)
Марио Джакомелли – один из немногих итальянских фотографов, получивших международное признание еще в 1960-е гг. Его работы находятся в собраниях крупнейших музеев мира, в том числе, в постоянной коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA).
Марио Джакомелли родился в Сенигаллии, на Адриатическом побережье Италии в 1925 году. Он рано потерял отца, и в возрасте тринадцати лет уже начал работать в типографии, а в свободное время писал стихи, рисовал и фотографировал, используя собственноручно собранную камеру.
В 1952 году он вступил в фотографическую группу «Миза», организованную Джузеппе Кавалли, который перебрался в Сенигаллию в послевоенные годы и занимался активным продвижением искусства фотографии в Италии.
В 1955 году Марио Джакомелли победил на престижнейшем Национальном конкурсе Кастельфранко Венето, его работы начали публиковать самые известные специализированные итальянские журналы — такие как «Ferrania» и «Rivista Fotografica Italiana». В 1957 году Джакомелли создал серию снимков об обитателях городского дома престарелых «Verra la morte e avra i tuoi occhi» («Смерть придёт, и она будет иметь твои глаза»), которая была высоко оценена критиками и стала настоящим событием в мире фотографии.
Ландшафт Анджелини (из серии «Новое осознание природы»), 1985. 44 х 64. Оригинальный серебряно-желатиновый отпечаток. © Предоставлено Симоне Джакомелли и Катюша Бионди Джакомелли (Архивы Марио Джакомелли в Сенигаллии и Сассоферрато)
Серия «Io non ho mani che mi accarezzino il viso» («У меня нет рук, что ласкали бы моё лицо»), над которой Марио Джакомелли работал в течение года в духовной семинарии, вновь всколыхнула фотографический мир. Самый известный кадр серии, на котором изображены танцующие во дворе молодые священники был сделан тайно, с крыши семинарии. Чёрные, немного размытые движущиеся фигуры на контрастном белом фоне — ничего лишнего. Минимумом средств Джакомелли удалось выхватить из повседневности и необыкновенно точно передать ощущение лёгкости, радости, и беззаботности. Снимки немедленно разошлись по всему миру и какое-то время были одним из самых популярных сюжетов для росписи кофейных чашек.
«Мне интересно не столько документировать происходящее, сколько заглядывать внутрь него, — рассказывал Марио Джакомелли. Я верю в абстракцию, для меня абстракция — способ еще теснее приблизиться к реальности. Расфокусированное или расплывчатое изображение, зернистость, угасший белый, замкнутый чёрный — словно взрыв мысли, позволяющий образу существовать долго, чтобы в гармонии с материей, с реальностью образ наполнился духовным содержанием и сумел отразить внутренний мир, драму жизни».
Лурд, 1957. 30 x 40. Оригинальный серебряно-желатиновый отпечаток. © Предоставлено Симоне Джакомелли и Катюша Бионди Джакомелли (Архивы Марио Джакомелли в Сенигаллии и Сассоферрато)
Особое место в творчестве Марио Джакомелли занимала Сенигаллия, итальянская провинция, где он родился и провёл всю жизнь. Джакомелли снова и снова был готов воспевать суровую красоту и простоту её пейзажей. «Presa di coscienza sulla natura» («Новое осознание природы») (1954–2000); «Metamorfosi della terra» («Метаморфозы земли») (1960–1980); «Storie di terra» («Истории земли») (1984–1985), «Calabria. Il canto dei nuovi emigranti» («Калабрия. Песня новых эмигрантов») (1984–1985), «Il mare dei miei racconti» («Море моих историй») (1984–1992) — названия его пейзажных фотоциклов необыкновенно поэтичны, а сами серии, снятые с высоты птичьего полёта, завораживающе неправдоподобны. Графичные чёрно-белые изображения словно выхвачены из другого времени или другой реальности.
Успех и слава совершенно не изменили образ жизни Марио Джакомелли. До самого конца он оставался верен Сенигаллии. Жил бок о бок с героями своих фотографических серий, неспешно рассказывая их истории, одновременно рассказывая свою. «Каждый образ — мой портрет, я словно фотографирую самого себя, — признавался он. Фотография позволяет оставить свидетельство о том, что ты жил на земле, это как записная книжка».