Утренний рейс из Москвы в Дюссельдорф летит полным. Пассажиры здороваются друг с другом, через слово упоминая Photokina. Легендарная выставка, вот уже несколько десятилетий проходящая в Кёльне (город, расположенный по соседству от Дюссельдорфа), каждые два года собирает всех, кому близка тема фото-, кино- и видеосъёмки. Наша редакция также отправляется на выставку. Однако расставим точки над i: в отличие от многих изданий мы отдаём приоритеты не молниеносным выпускам новостей, а детальным тестам и аналитическим статьям по фототехнике. Поэтому сегодня хочу рассказать о Photokina, какой увидел её я, главный редактор Prophotos.ru Георгий Полицарнов.
Эта выставка как лакмусовая бумажка фотобизнеса: она отличный индикатор основных векторов развития фоторынка на ближайшие два года. К 19 сентября — первому неофициальному дню работы выставки — стремятся «отстреляться» все производители. Кто-то анонсирует свои новинки раньше, за месяц или два, и иногда даже успевает вывести новый продукт на рынок. Другие представляют свои разработки в самый последний день. Это настоящие маркетинговые шахматы, где на кону — результаты продаж в ближайшие годы. После 19 сентября итог подводить рано, ведь многие новинки представлены в виде концептов и предсерийных образцов. Однако все тенденции уже налицо.
Alessandro Stanzani, руководитель Consumer Imaging Group Canon Europe, открывает стенд компании.
Если вы заходите на выставку с главного входа, то мимо стенда Canon пройти просто невозможно. Он первый. И он сильно отличается от стендов других производителей. Canon решил очень точечно расставить акценты, а не наполнять стенд сотней актуальных моделей фотоаппаратов, видеокамер, принтеров и аксессуаров. В полном объёме представлена лишь линейка объективов EOS, правда, в закрытой витрине. В этом году компания отмечает выпуск 120-миллионного объектива.
Из всего модельного ряда фотокамер особое внимание уделено лишь августовской новинке Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS M5. О первой из этих двух «пятёрок» мы уже детально рассказали в нашем большом тесте. А вот вторая впервые попала к нам в руки именно на выставке.
Да, это неполнокадровая камера. Да, её характеристики близки к тем, которые демонстрируют конкуренты. Однако эта модель — демонстрация силы. Она явно сильнее всех предшествующих камер системы Canon EOS M. Здесь есть всё, что должно быть в современном фотоаппарате: скорость серийной съёмки до 9 кадров в секунду, 24 мегапикселя, хороший электронный видоискатель, пятиосевая стабилизация. Отметим также использование технологии Bluetooth Smart для беспроводной связи с мобильными устройствами. Энергоёмкий Wi-Fi начинает уходить в прошлое. И главное — отличный автофокус Dual Pixel CMOS AF. Камера мгновенно находит резкость на том объекте, который указал ей фотограф касанием экрана. Система автофокуса одинаково быстро и точно работает как с объективами EF M, так и с классическими объективами от зеркалок. Canon EF 35mm f/2L IS USM, установленный через оригинальный переходник, фокусируется молниеносно. Это показатель: Canon технически готов стать беззеркальным и при этом не обидеть обладателей оптики EF ограничением функциональности.
Прототип 120-мегапиксельной зеркалки от Canon мы видели еще год назад в Париже на Canon EXPO.
На Photokina этот прототип также присутствует и демонстрируется в работе.
Однако стоящий здесь же Canon EOS 5D Mark IV одним своим присутствием красноречивее любых официальных заявлений говорит: время ещё не пришло. Canon силён в зеркалках как никогда. Более того, здесь же показан прототип зеркалки будущего со 120-мегапиксельной матрицей, который мы видели на Canon EXPO. Он уже снимает, его файлы открываются в Digital Photo Professional 4 и поражают воображение детализацией.
Будущее для видеографов компания Canon обрисовала так же отчётливо, как и для фотографов. На стенде стоит работающая 8K-видеокамера. Прототип мы тоже видели год назад в Париже, но сути дела это не меняет. Видео, каждый кадр из которого может быть распечатан в виде большой фотографии с идеальной детализацией (а такие отпечатки висят здесь же на стенах), уже существует!
Две оставшихся части стенда посвящены принтерам и облачным сервисам Canon. Этими продуктами компания замыкает жизненный цикл изображения: от момента съёмки до момента печати.
Тему сильных и по-настоящему функциональных зеркальных фотокамер в этом году продолжает компания, от которой подобного шага ждали в самую последнюю очередь. Добившись серьёзных успехов в беззеркальном сегменте, Sony решила сделать шаг в сторону, выпустив топовую модель с полупрозрачным зеркалом Sony A99 II. Вот уж действительно сюрприз для поклонников системы, не один год ждавших такой новинки!
Sony A99 II в разрезе на выставке Photokina.
Однако и здесь мы видим ту же ситуацию. «Беззеркальные» технологии настолько сильны, что без них эта камера просто не получилась бы. Судите сами: в A99 II применяется гибридный фазовый автофокус, буквально состоящий из двух систем. Первая очень похожа на ту систему фокусировки, которую мы видели у Sony A77 II. Это классический отдельный датчик фазовой детекции, для обеспечения работы которого и применяется полупрозрачное зеркало. Но 79 точек, почти полностью покрывавшие площадь «кропнутого» кадра, на полном кадре смотрятся не слишком убедительно. Поэтому наравне с ними работают ещё 399 точек фазовой детекции, расположенные непосредственно на матрице. А это уже решение из Sony ILCE-7RM2. Ведь у неё же позаимствована и матрица: 42 мегапикселя с обратной засветкой и медными проводниками для максимальной скорости считывания. Пятиосевая стабилизация сенсора также отсылает нас к Sony ILCE-7RM2.
На экране камеры видны две области кадра, покрытые точками фазового автофокуса. Меньшая область — это отдельно стоящий датчик, как в зеркалках. Большая область — это датчики непосредственно на матрице. Вручную можно выбрать точку из любой области.
Скоростные характеристики новинки сильны: до 12 кадров в секунду с автофокусом и работой экспоавтоматики и до 8 кадров в секунду с минимальным затемнением видоискателя между снимками.
Но этот фотоаппарат адресован не только фотографам. Как и у Canon, мы вновь слышим про видео высокого разрешения. Да, здесь «всего лишь» 4K, но и речь идёт о реальном фотоаппарате, а не прототипе. Его можно взять и потрогать, только свою флешку вставить нельзя.
Всё вмиг перемешалось в фотомире. Вопреки модным «зеркальным» тенденциям осени Nikon принципиально новых камер в этом сегменте не представил. Конечно, есть свежая любительская модель Nikon D3400, однако её новизна лежит несколько в другой плоскости. Это первая любительская зеркалка со SnapBridge — самым современным и энергоэффективным беспроводным интерфейсом.
Nikon KeyMission 360
Интересен представленный на стенде новый Nikkor 105mm F1.4: большой, тяжёлый, дорогой и совершенный. Но это не главное, что хотел показать японский гигант.
Акцент на выставке был сделан совсем не других продуктах. Виртуальная реальность увлекла всех, и Nikon не исключение. Уже перед входом на выставку, даже не купив билет, вы можете примерить очки виртуальной реальности с роликами, снятыми на камеру KeyMission 360. Такие же очки и сама камера есть на стенде. Здесь же представлены две «обычные» экшн-камеры того же семейства: KeyMission 170 и KeyMission 80. Вот так гигант фотобизнеса, подобно атомному ледоколу, вошёл на новые для него рынки экшн- и 360-градусных камер. Уже сейчас в этом сегменте Nikon звучит так же уверенно, как присутствовавшие здесь годами производители.
Сколько лет на всех фотографических форумах всплывали одни и те же рассуждения: почему Fujifilm не выпустит полный кадр? Ответ на этот вопрос компания формулировала однозначно: потому что наш «кроп» не хуже полного кадра. Так это или нет — пусть каждый решит сам. Однако у японцев всё это время был «туз в рукаве», который они разыграли вечером накануне Photokina.
Анонс среднеформатной беззеркальной системы на основе фотокамеры Fujifilm GFX 50S многое меняет в мире фотографии. Напомним, что не так давно свет увидел Hasselblad X1D — тоже беззеркальный и тоже среднеформатный фотоаппарат. Уже две похожих камеры на рынке — это своеобразное признание всего сегмента беззеркалок: их впустили в мир топовой фотографии. И в тот же время мы видим, что полный кадр уже не так крут, как полгода назад. Новый стандарт качества изображения — это матрица 33х44 с 50 мегапикселями на борту.
Пусть многие характеристики новинки ещё не раскрыты, а подержать в руках предсерийный экземпляр удалось далеко не всем, анонс получился очень резонансным: средний формат силён сегодня как никогда, и он готов соперничать с топовым полнокадровым сегментом.
Эта японская компания решила удивлять поклонников в рамках эволюционного, но не революционного пути развития. Olympus по-прежнему производит беззеркалки всё с тем же форматом кадра 4/3. Меняются лишь их характеристики. Представленный накануне открытия выставки Olympus OM-D E-M1 II обладает выдающимися скоростными возможностями.
Скорость серийной съёмки в полном разрешении до 60 кадров в секунду с фиксацией экспозиции и автфокуса или до 18 кадров в секунду с автофокусом и работой экспоавтоматики. Снимки пишутся на две карты формата SD UHS-II. Битрейт 4К-видеозаписи составляет 236 Мб/с. А за автофокусировку здесь отвечают 121 датчик фазовой детекции на сенсоре изображения. Вам не кажется, что это самый быстрый фотоаппарат на сегодня?
Если вы думаете, что Olympus OM-D E-M1 II — это единственный фотоаппарат с небольшой матрицей 4/3, который осмелился блистать на фоне среднеформатных и полнокадровых новинок, то вы ошибаетесь. Открытый байонет Micro 4/3 продолжает развитие. Интересные новинки есть у одного из основателей этого стандарта — компании Panasonic. Новые модели G85 и G80 могут похвастаться пятиосевой стабилизацией Dual I.S. 2, 4K-видеосъёмкой, пыле- и влагозащитой. В них стоит 16-мегапиксельный сенсор без противомуарного фильтра. Эти камеры вряд ли стоит считать революционными, но их характеристики вполне в духе времени. Перед нами — крепкий средний класс фоторынка.
Но их уже готов потеснить китайский бренд YI Technology. Скоро на AliExpress можно будет заказать настоящую беззеркалку с матрицей 4/3 из Поднебесной. Модель сенсора известна: это современный 20-мегапиксельный SONY IMX269 с возможностью 4К-видеосъёмки. Цена ещё не ясна, но это и не так важно. Мы видим, что концепция открытого байонета работает! На рынок выходят новые производители фототехники.
Дроны стали настоящим лейтмотивом последних лет. Популярность летающих фото- и видеокамер буквально волной накрыла рынок. Многие именитые бренды не успели поддержать тренд, и были смыты отливом. Другие, такие как DJI, легко всплыли и быстро заработали себе имя в этом сегменте. Кто сделал самое простое в работе устройство, тот и побеждает. Поэтому все с нетерпением ждали, чем ответит легендарный GoPro на вызов, брошенный DJI.
Слухи о GoPro Karma ходили давно, и вот он — квадрокоптер от GoPro для камер GoPro. Всё логично. Он рассчитан на неопытных пилотов: может взлетать и садиться буквально «с одной кнопки», умеет снимать селфи для хозяина, управляется сенсорным интерфейсом. Дрон разбирается и помещается в удобный кейс для переноски. Стоимость новинки около 1000 долларов уже с камерой. Согласитесь, неплохо? Аэросъёмка становится вещью обыденной и доступной каждому.
Выставка ещё продолжается, но главные её итоги подвести уже можно. Суть проста: большинство производителей, видя падение традиционного фоторынка, всё больше и больше уходят в смежные и новые для себя направления. Фотоаппараты без 4K-видео становятся редкостью. Видеокамеры учатся летать, а вместо зеркалки вам могут предложить 360-градусную экшн-камеру. Фото- и видеорынок совершает резкий разворот. Держитесь крепче!
Гонка мегапикселей, утихнув на время, начала следующий виток своего развития. Все новые флагманы прибавляют по несколько миллионов пикселей. На примере концептов Canon уже сейчас можно оценить 8К-видео или 120-мегапиксельную зеркалку.
Беззеркалки сегодня сильны как никогда. Их производство освоили китайцы. Беззеркалки сегодня самые быстрые. Беззеркалки сегодня среднеформатные. И даже если кто-то из производителей выпускает зеркальный фотоаппарат высокого уровня, технологически модель готова избавиться от зеркала: беззеркальные технологии отработаны и доведены до совершенства.